ЗАЩИТА ОТ РАЗГЛАШЕНИЯ ДИАГНОЗА

ЗАЩИТА ОТ РАЗГЛАШЕНИЯ ДИАГНОЗА

Однако пока в реальности фобии в отношении людей с ВИЧ ещё не изжиты, залогом их комфортного существования на работе или учёбе становится неразглашение диагноза.

Пациент имеет право на медицинскую тайну, и хранить её обязаны не только врачи, но и весь персонал медучреждения.

Тайна распространяется не только на диагноз, данные анализов и обследований, но и на сам факт обращения в медицинскую организацию. Без согласия пациента даже его близким родственникам нельзя сообщать, что он вообще здесь был.

Разглашение тайны может принимать разные формы. Врач громко обсуждает пациента с коллегами в коридоре поликлиники. Диагноз «ВИЧ» обозначен прямо на обложке медицинской карты, а не внутри, как положено. Медсестра детского сада «из лучших побуждений» сообщает воспитательнице о ВИЧ-положительном ребёнке в её группе. Журналисты снимают человека в медучреждении без его согласия. Медицинские документы отсылаются обычной почтой.

Всё это – серьёзные нарушения, прописанные в ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В нём содержатся также исключения из правил. Скажем, врач может сообщить врачебную тайну третьим лицам, если это необходимо для лечения больного, находящегося без сознания.

Конституция РФ гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни, семейную и личную тайну – в том числе медицинскую. Её разглашение относится к 137 статье УК РФ – «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина». За это преступление (часто совершённое по недомыслию) предусмотрен широкий спектр наказаний вплоть до принудительных работ и лишения свободы. Если при этом пациенту был нанесён моральный вред, Гражданский кодекс РФ позволяет через суд взыскать с виновных финансовую компенсацию.

У гражданина, чей положительный ВИЧ-статус стал предметом огласки по вине медиков, есть несколько возможностей защитить свои права. Можно подать в суд или в прокуратуру заявление об административных нарушениях в сфере защиты персональных данных. Можно обратиться в Следственный комитет с заявлением о возбуждении уголовного дела в связи с нарушением неприкосновенности частной жизни.

Но первый и чаще всего достаточный шаг – обращение к руководителю медицинской организации, чей сотрудник разглашает конфиденциальные данные. Письменная претензия почти всегда имеет прямое действие: медучреждения серьёзно относятся к сохранению врачебной тайны и делают всё, чтобы прекратить нарушения и смягчить их последствия.

А если о положительном ВИЧ-статусе человека распространяется не врач, а кто-то, получивший эту информацию случайно? Статья 137 УК РФ относится ко всем гражданам, которые делают частную жизнь других людей общественным достоянием.