Разъяснение прокуратурой законодательства, регулирующего вопросы осуществления контроля (надзора) за соблюдением жилищных прав граждан при оказании коммунальных услуг
Неблагоприятное положение в сфере жилищно-коммунального хозяйства обусловлено изношенностью основных фондов, необходимостью капитального ремонта жилья. В этой связи надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.10.2019 считается одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности и осуществляется комплексно, гласно, во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными и контрольно-надзорными органами, общественными организациями.
Внимания органов прокуратуры, прежде всего, обращено на надлежащее, своевременное выполнение государственными контрольно-надзорными органами своих полномочий, целью которых является обеспечение реализации гражданами гарантированных прав и законных интересов в жилищно-коммунальной сфере, недопущение прекращения оказания коммунальных услуг или оказания таких услуг ненадлежащего качества.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 № 326-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» Государственная жилищная инспекция Республики Карелия преобразована в Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору.
В полномочия указанного органа в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 №368-П входит региональный государственный жилищный надзор за соблюдением законодательства в том числе:
- по созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
- по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор);
- по ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
- правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений и деятельности по систематическому наблюдению за исполнением вышеуказанных обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Помощник прокурора района А.А. Костецкая