Прокуратура Суоярвского района разъясняет:
Изменения процедуры осуществления государственного и муниципального контроля деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
01 июля 2021 года вступают в силу основные нормы Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).
В Законе № 248-ФЗ раскрывается порядок проведения контрольных мероприятий, что повышает уровень «прозрачности» действий властных структур, установлен широкий перечень ограничений и запретов, связанных с использованием полномочий контролеров (ст. 37 Закона № 248-ФЗ). К примеру, предусмотрен запрет препятствовать проверяемому лицу осуществлять фотосъемку (видеозапись), если запрет на совершение данных действий не предусмотрен федеральным законом и если это не создает препятствия для проведения контрольных мероприятий.
Новый закон закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным. Предусмотрены, в частности, следующие профилактические мероприятия:
- меры стимулирования добросовестности - нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого определят порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования; - самообследование
- самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по итогам самообследования компания или ИП получит высокую оценку, то сможет принять декларацию соблюдения указанных требований;
- профилактический визит - беседа по месту деятельности компании или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, это не будет основанием выдать компании предписание устранить их.
Снижение количества проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства произойдет не только за счет приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий. Среди прочих закон предусматривает следующие мероприятия:
- мониторинговая закупка. В отличие от уже существующей контрольной закупки, она будет проводиться с целью последующего направления товаров, результатов работ и услуг, например, на экспертизу. В остальном эти два мероприятия похожи;
- выборочный контроль. Это отбор проб образцов продукции для того, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству;
- инспекционный визит. Компании и ИП должны будут обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения. Предварительного уведомления о таком визите не будет;
- выездное обследование. В рамках этого мероприятия инспекторы не будут взаимодействовать с компанией или ИП. Проведут лишь визуальную оценку соблюдения обязательных требований, например, организовав осмотр общедоступных производственных объектов.
Отметим новеллу, которая основана на опыте проведения проверок в период пандемии коронавируса. Речь идет о возможности проводить инспекционный визит и выездную проверку дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
Отдельно следует отметить сокращение сроков проведения проверок. Общий срок проведения документарной и выездной проверки не будет превышать 10 рабочих дней.
Кроме того, в Законе № 248-ФЗ определены конкретные сроки, в течении которых предприниматель может обжаловать решения контролирующего органа в досудебном порядке (30 календарных дней когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении прав; 10 рабочих дней с момента получения предпринимателем предписания) с возможностью восстановить пропущенный срок.
Также в Законе № 248-ФЗ регламентировано право отсрочки исполнения предписания предпринимателем на срок до одного года при наличии обстоятельств, вследствие которых его исполнение невозможно (ст. 93 Закона № 248-ФЗ).
Кроме того, Законом № 248-ФЗ прямо предусмотрена возможность отмены результатов проверок, проведенных с грубым нарушением требований законодательства, определенных в новом законе, по представлению прокурора.
Прокуратура Суоярвского района разъясняет:
Право пенсионеров использовать компенсацию стоимости проезда к месту отдыха в 2021 году
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1611 «Об особенностях правового регулирования реализации неработающими пенсионерами, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в 2020 году права на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно» определено, что неработающие пенсионеры, не реализовавшие в 2020 году свое право на оплату один раз в два года стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации в связи с проводимыми ограничительными мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, могут реализовать это право в 2021 году.
Если двухгодичный период, в котором неработающим пенсионером может быть реализовано право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, заканчивается в 2020 году и неработающий пенсионер не использовал его в 2020 году в связи с ограничительными мероприятиями по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, могут реализовать это право в 2021 году.
Если двухгодичный период, в котором неработающим пенсионером может быть реализовано право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, заканчивается в 2020 году и неработающий пенсионер не использовал его в 2020 году в связи с ограничительными мероприятиями, а реализовал его в 2021 году, следующий период для осуществления такой компенсации исчисляется начиная с 1 января 2020 года.