Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами
Суоярвский район награжден Почетной грамотой XVВсероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» за активное участие в конкурсе и в реформировании общественных финансов.
За последние десятилетия в Российской Федерации происходили кардинальные преобразования, связанные с формированием новой бюджетной системы, внедрением совершенно иных принципов бюджетного процесса и межбюджетных отношений, с реформой государственных и муниципальных учреждений, становлением казначейского исполнения бюджета, реструктуризацией системы государственных закупок, возникновением и закреплением принципов программно-целевого исполнения бюджета.
В начале 2000-х годов, сразу после вступления в силу положений принятого в 1998 году Бюджетного кодекса, стало понятно, какой большой пласт преобразований необходимо сформировать для построения новой бюджетной системы.
Менялись роль и полномочия финансовых органов. Достаточно вспомнить, что два десятилетия назад еще не было Федерального казначейства: весь его функционал формировался и корректировался все эти годы. В Минфине России и региональных финансовых органах появлялись структурные подразделения, отвечающие за возникающие новые направления. Информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» функционирует лишь последнее десятилетие.
Все эти глобальные изменения происходили и происходят сегодня в финансовой сфере нашего района. С 2015 года бюджет района формируется с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования на основе института муниципальных программ. Если в 2013 - 2014 годах в бюджете использовались отдельные элементы программно-целевого планирования, то в последующие годы уже был принят в полностью «программном» формате с распределением ассигнований по муниципальным программам и их подпрограммам. Объем программных расходов по итогам исполнения бюджета составил 100%. При формировании бюджета происходит отражение бюджетных ассигнований не только в разрезе муниципальных программ и их подпрограмм, но и в разрезе основных мероприятий. Это позволяет обеспечить увязку бюджетных ассигнований непосредственно с основными мероприятиями и соответствующими им целевыми показателями, а также предоставило возможность оценить эффективность использования бюджетных средств для достижения целей и задач муниципальных программ.
С 2017 года бюджет района формируется на три года, что позволяет обеспечить эффективное и целесообразное использование бюджетных ресурсов, изменить систему муниципальных закупок.
Большое внимание уделяется достижению открытости и прозрачности бюджета и решений, принимаемых при реализации бюджетной политики. На постоянной основе осуществляется подготовка аналитического документа «Бюджет для граждан», который является «спутником» решения о бюджете и отражает в своем составе информационные разделы для различных целевых аудиторий. Действенным инструментом вовлечения граждан района в бюджетный процесс являются Программа поддержки местных инициатив, мероприятия по формированию современной городской среды, а также программа на поддержку развития территориального общественного самоуправления, программа «Народный бюджет». В связи с тем, что этот механизм инициативного бюджетирования положительно зарекомендовал себя с точки зрения своевременности и эффективности использования средств, оценки населением результатов реализации проектов, масштаб его применения с каждым годом возрастает.
Все новшества и преобразования местного бюджета, системы управления общественными финансами, их значимость можно будет оценить только в исторической перспективе, понять, насколько важными они были для общества и экономики, оценить, какие факторы способствовали успеху преобразований, а какие — тормозили их.