Карельская транспортная прокуратура разъясняет

Карельская транспортная прокуратура разъясняет

  1. Что учесть при перевозке организованных групп детей железнодорожным транспортом?

Для сохранения здоровья детей и подростков при нахождении их в пути следования в пассажирских вагонах железнодорожного транспорта, а также в зданиях вокзалов на станциях отправления и прибытия организаторы поездок должны соблюдать следующие требования при перевозке организованных групп детей железнодорожным транспортом.

Организаторы поездок организованных групп детей железнодорожным транспортом должны обеспечить сопровождение организованных групп детей взрослыми из расчета 1 сопровождающий на количество детей до 12 человек в период следования к месту назначения и обратно; питание организованных групп детей с интервалами не более 4 часов; питьевой режим в пути следования и при доставке организованных групп детей от железнодорожного вокзала до места назначения и обратно, а также при нахождении организованных групп детей на вокзале.

При нахождении в пути следования более 12 часов группы детей в количестве свыше 30 человек организатор поездки обязан предусмотреть сопровождение группы детей медицинским работником.

При нахождении в пути свыше 1 дня организовать горячее питание. Кратность приема пищи определяется временем нахождения групп детей в пути следования, времени суток и в соответствии с физиологическими потребностями.

У каждого ребенка, входящего в состав организованной группы детей, должна быть медицинская справка об отсутствии контакта с инфекционными больными, оформленная в период формирования группы не более чем за 3 рабочих дня до начала поездки.

Не менее чем за 3 рабочих дня до отправления группы детей железнодорожным транспортом информация об организации указанной поездки должна быть направлена в территориальные органы Роспотребнадзора по месту отправления с указанием следующих сведений: наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) организатора отдыха групп детей; адрес местонахождения организатора; дата выезда, станция отправления и назначения, номер поезда и вагона, его вид; количество детей и сопровождающих; наличие медицинского сопровождения; наименование и адрес конечного пункта назначения; планируемый тип питания в пути следования.

Перевозчик может осуществлять продажу билетов для перевозки групп детей в поездах дальнего следования по заявкам организаций.

Для резервирования мест на перевозку организованных групп детей потребуются следующие документы.

Письмо-заявка установленного образца. Принимается от юридических лиц и государственных учреждений. В заявке указываются: наименование организации, количество мест, номер поезда, тип или класс вагона, дата выезда, станция отправления и станция назначения.

Список организованной группы детей с указанием персональных данных (ФИО) и реквизитов документов, удостоверяющих их личности.

За резервирование мест в поездах дальнего следования для организованных групп пассажиров перевозчиком взимается сбор. Сбор взимается за каждое место при подаче заявки на резервирование мест. При отказе от зарезервированных мест полученный сбор не возвращается.

При резервировании мест в поезда, курсирующие во внутрироссийском сообщении и в сообщении со странами СНГ, Балтии и Абхазии сбор дифференцирован: для организованных групп пассажиров и для организованных групп детей и (или) школьников.

При резервировании мест для проезда организованных групп детей и (или) школьников с лиц, взрослых сопровождающих такие группы (из расчета не более одного взрослого сопровождающего на 10 детей и (или) школьников), взимается сбор за резервирование мест в поездах дальнего следования, установленный для организованных групп детей и (или) школьников.

Размер сбора с 1 января 2022 года: для перевозки организованных групп пассажиров – 377,50 руб. за каждое место (ставка установлена ФАС России), для перевозки организованных групп детей – 94,30 руб. за каждое место (ставка установлена ФАС России). За резервирование мест в поезда международного сообщения (дальнее зарубежье) взимается сбор 377,50 руб. (за каждое место).

Для оформления билетов потребуются следующие документы: заявка и пофамильный список пассажиров установленного образца; квитанция разных сборов (КРС) об оплате сбора за резервирование; доверенность формы М-2; копия извещения о присвоении индивидуального кода плательщика при оплате по безналичному расчету.

Также письменные подтверждения, заверенные печатью и подписью руководителя данной организации:

о наличии у детей и их сопровождающих необходимых документов, дающих право на пересечение государственной границы на момент совершения поездки;

медицинского сопровождения с копией документов, подтверждающих профессиональную пригодность или подготовку по оказанию первой помощи для организованных групп детей в количестве свыше 30 человек при нахождении в пути следования более 12 часов;

об обеспечении питанием в пути следования (в зависимости от продолжительности поездки), согласованного с органами Роспотребнадзора на железнодорожном транспорте.

Организация, отправляющая группу детей, при оформлении билетов должна представить письменное подтверждение о предоставлении горячего питания для детей при нахождении в пути следования свыше суток.

При нахождении в пути следования менее суток также необходимо письменное подтверждение об обеспечении сухими пайками с учетом примерного перечня продуктов, утвержденного органами Роспотребнадзора на железнодорожном транспорте.

Юридическое лицо оформляет заказанные проездные документы не позднее срока, установленного железной дорогой.

  1.  Право на компенсацию ущерба, причиненного государством, в сфере уголовного судопроизводства

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53 Конституции Российской Федерации).

Это положение базируется на концепции демократического правового государства, в котором во главу угла выдвигаются интересы личности, и само государство, подчиняясь требованию верховенства закона, ответственно перед каждым из своих граждан за нормальную работу всего механизма власти и управления.

Особое значение оно имеет в сфере уголовного судопроизводства, где решается вопрос о виновности в совершении преступления и применении уголовной репрессии и речь идет о чести, свободе, имуществе лица, словом, о судьбе человека.

Эти вопросы решаются в порядке, установленном главой 18 УПК РФ.

Право гражданина на реабилитацию удостоверяется процессуальным документом, которым завершено производство по уголовному делу с выводом о невиновности лица, подвергавшегося уголовному преследованию.

По вступлении в законную силу итогового документа по уголовному делу реабилитированному гражданину должно быть направлено письменное разъяснение о порядке возмещения вреда, причиненного уголовным преследованием невиновного.

По общим правилам право на возмещение вреда имеет сам реабилитированный. Если же последнего нет в живых, а по гражданскому законодательству имущественные права переходят к наследникам или иждивенцам покойного, разъяснение должно быть адресовано указанным лицам не позднее 5 дней со дня их обращения в орган расследования, прокуратуру или суд, принявшим решение о реабилитации невиновного гражданина.

Государством в лице Министерства финансов РФ реабилитированному гражданину подлежит выплата следующих сумм: заработной платы, которую гражданин не получил вследствие уголовного преследования; пенсии, выплата которой была приостановлена в связи с уголовным преследованием невиновного; стоимости имущества конфискованного, которое перешло в собственность государства; штрафов, процессуальных издержек, взысканных с осужденного во исполнение приговора и сумм; процессуальных издержек выплаченных подозреваемым, обвиняемым за оказание юридической помощи в уголовном процессе по данному делу, окончившемуся реабилитацией невиновного; иные расходы, происхождение которых находится в причинной связи с уголовным преследованием невиновного.

Реабилитированный гражданин вправе обратиться в тот орган расследования или суд, в котором уголовное дело получило свое завершение с реабилитирующим результатом в течение трех лет (общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса РФ).

Вся процедура разрешения вопроса о возмещении имущественного ущерба реабилитированному гражданину от начала до конца отличается от искового гражданского судопроизводства, свойственного разрешению имущественных споров. Она построена на публичных началах и представляет собой звено в общей цепи исполнительного производства по делу, завершившемуся решением о невиновности гражданина. 

И незамедлительное возвращение государством свободы невиновному, и восстановление его чести, и возвращение изъятого имущества при обыске, и возмещение понесенных убытков – это составляющие единого механизма реабилитации, действие которого подчинено общему принципу: жертва судебной или следственной ошибки не должна нести бремя доказывания в целях восстановления справедливости и  вносить государственную пошлину.

Наряду с этим, следует отметить, что в силу ст. 136 Уголовно-процессуального кодекса РФ вопросы компенсации морального вреда, причиненного уголовным преследованием невиновного в денежном выражении, решаются в порядке гражданского судопроизводства.

  1. Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда

Законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за нарушение работодателем или иным ответственным лицом требований охраны труда (ст. 143 УК РФ - нарушение требований охраны труда).

Под требованиями охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Каждая из частей статьи 143 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, разграничение же законодатель проводит в зависимости от характера причиненного вреда здоровью гражданина (потерпевшего).

Нарушение может быть признано в одних случаях преступлением, в других - проступком, в зависимости от характера наступивших последствий, которые в конечном счете определяют степень опасности нарушения и личности нарушителя.

Признаком, характеризующим объективную сторону преступных нарушений правил охраны труда, указанных в статье 143 УК РФ, является причинение тяжкого вреда здоровью человека либо наступление смерти.

Уголовная ответственность может наступить не только за прямое причинение лицом преступных последствий, но и в определенных случаях за создание условий (реальной возможности) для их наступления, если непосредственной причиной явились иные силы, в том числе поступки других людей.

В данном случае следует иметь в виду, что уголовная ответственность наступает лишь тогда, когда должностное лицо в силу соответствующих правил обязано было предотвратить вредные последствия и их устранение зависело от него.

Если совершенное должностным лицом действие не могло предотвратить наступления вредного результата, то это лицо может нести ответственность за наступившие вредные последствия только в том случае, если не выполнило все, что могло и обязано было выполнить в силу установленных правил.

Такие действия квалифицируются соответственно по статьям 216 - 218 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ; нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов; нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий).

Субъектом преступления по статьей 143 УК РФ являются лица, на которые в силу их служебного положения или по специальному распоряжению возложена обязанность по охране труда и соблюдению требований законодательных и иных нормативных правовых актов, устанавливающих правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, или контролю за исполнением этих требований.

К ним, в частности, относятся: директор (руководитель), заместители директора (руководителя), главный инженер, начальник производства, старший мастер, начальник участка, начальник цеха и др.

Таким образом, субъектом ответственности являются руководитель предприятия и иные ответственные лица работодателя.

Поэтому по результатам расследований несчастных случаев на производстве к уголовной ответственности часто привлекаются не работники, допустившие нарушение требований безопасности в силу незнания этих требований, а лица, на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения и контроля за соблюдением требований охраны труда работниками.

Встречаются случаи нарушения рядовыми рабочими правил технической эксплуатации оборудования, режима технологического процесса, правил техники безопасности и противопожарного режима, и результатом этих нарушений нередко являются несчастные случаи с другими рабочими.

Рядовые рабочие не являются субъектами преступления, предусмотренного статьей 143 УК РФ, однако это не означает, что они не несут никакой ответственности, если в результате нарушения ими правил охраны труда наступили несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия. Виновное лицо будет отвечать за преступление против здоровья.