День защиты прав потребителей 15 марта 2019 г.!
Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно 15 марта начиная с 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации. Его тематику по сложившейся традиции определяет Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International - CI) и в 2019 году он проходит под девизом «Trusted Smart Products» - Цифровой мир: надежные смарт-устройства.
Одной из отличительных характеристик современных отношений в сфере потребительского рынка является то, что покупатель зачастую приобретает товары минуя походы по магазинам с помощью смарт–устройств и Интернета.. Такая продажа товара называется дистанционной.
Продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Продажа товаров дистанционным способом регламентирована статьей 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ О защите прав потребителей») и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 №612.
Существенным отличием дистанционного способа продажи товара от иных способов розничной торговли является невозможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром или его образцом.
В Законе "О защите прав потребителей" установлены основные обязанности продавца при дистанционном способе продажи товара.
До заключения договора продавцом должна быть предоставлена потребителю информация: адрес (место нахождения) продавца; место изготовления товара; полное фирменное наименование (наименование) продавца (изготовителя); цена и условия приобретения товара; срок, в течение которого действует предложение о заключении договора, и т.д. В момент доставки продавец обязан предоставить потребителю в письменной форме следующую информацию о товаре: наименование технического регламента; сведения об основных потребительских свойствах товара; цену в рублях и условия приобретения товаров; гарантийный срок, правила и условия эффективного и безопасного использования товаров и др.
Продавец также обязан предоставить потребителю информацию о порядке и сроках возврата товара. При этом потребителю предоставляется право отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
Данный срок может увеличиться до трех месяцев в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена покупателю в письменной форме в момент доставки товара.
Законодателем определены условия возврата покупателем товара надлежащего качества. Это возможно лишь в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства товара, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя такого документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
В то же время в случае приобретения товара, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем, потребитель не вправе отказаться от этого товара надлежащего качества.
В случае, если покупателю передается товар с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупатель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях.
Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом установлены положениями, предусмотренными статьями 18-24 Закона РФ О защите прав потребителей».
В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.
За покупателем также закреплено право отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, а также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.